
Учебник «Русский язык. 6 класс. Часть 2» авторов Ладыженской и Баранова является продолжением образовательного курса по русскому языку для шестиклассников. Он разработан с учетом возрастных особенностей учащихся и направлен на углубление знаний в области русского языка и литературы.
ГДЗ по Русскому Языку 6 Класс Часть 2 Номер 590 Ладыженская, Баранов — Подробные Ответы
Спишите, обозначая условия слитного и раздельного написания не и ни. В каких ситуациях общения вы могли бы употребить эти пословицы?
1. (Ни)кому (не)об(?)ять (не)об(?)ятного. 2. Кто пр..вык бранит(?)ся, тому (н..)(с)кем (н..)ужит(?)ся. 3. Кто поз(?)но приход..т, тот (ни)чего (не)наход..т.
1. Никому (отриц. мест. без предл.) не объять (не с глаг.) необъятного (не употребл. без не). 2. Кто привык (законч. действ.) браниться (что делать?), тому ни с ке́м не ужиться (отриц.; не с глаг.; что сделать?). 3. Кто поздно (опоздать) приходит (II спр.), тот ничего (отриц. мест. без предл.) не находит (не с глаг.; II спр.).
Первую пословицу я могу использовать, чтобы успокоить себя или друга при навалившейся куче дел и выбрать только самые важные. Вторая подойдет для описания склочного человека и объяснения его проблем в общении. А третью можно использовать, чтобы в четыре утра поднять младшую сестру и пойти с ней в лес за грибами.
1. Никому не объять необъятного.
– Грамматические пояснения:
«никому» — отрицательное местоимение в дательном падеже, используется без предлога;
«не объять» — глагол с «не», пишется раздельно, так как форма инфинитива;
«необъятного» — прилагательное с «не», здесь не употребляется без «не», поэтому пишется слитно.
– Смысл пословицы:
Пословица напоминает о человеческой ограниченности и невозможности объять всё сразу: все дела, все знания, всю работу. Она учит нас определять приоритеты, выбирать главное и не расстраиваться из-за того, что не получается справиться со всем одновременно.
– Развёрнутая интерпретация:
Мы живём в мире, где дел, задач, обязанностей — бесконечно много. Иногда хочется всё успеть, никого не подвести, но в какой-то момент настигает переутомление и разочарование. Эта пословица помогает взглянуть на ситуацию трезво: это не слабость — отказаться от лишнего, это разумность. Лучше сделать меньше, но хорошо.
– Пример жизненной ситуации:
Я могу сказать эту пословицу себе или другу, если навалились дела — учеба, работа, личные заботы. В такие моменты полезно напомнить: «Никому не объять необъятного» — выбери главное, остальное подождёт.
2. Кто привык браниться, тому ни с ке́м не ужиться.
– Грамматические пояснения:
«браниться» — глагол несовершенного вида, отвечает на вопрос «что делать?»;
«не ужиться» — глагол совершенного вида с «не», пишется раздельно;
«ни с кем» — отрицательное местоимение с предлогом, показывает невозможность взаимодействия.
– Смысл пословицы:
Пословица указывает на то, что привычка ссориться, конфликтовать и ругаться делает человека неуживчивым. Даже если окружающие хотят наладить контакт, склочный человек сам разрушает отношения.
– Развёрнутая интерпретация:
Конфликтность часто становится барьером в общении. Скандалист может винить других, но на самом деле причина — в его неумении быть терпимым, сдержанным, дружелюбным. Пословица осуждает подобное поведение и подчёркивает: человек сам формирует атмосферу вокруг себя.
– Пример жизненной ситуации:
Если кто-то из знакомых постоянно конфликтует с соседями, друзьями, учителями — можно сказать: «Кто привык браниться, тому ни с кем не ужиться». Эта пословица объясняет, почему у человека возникают проблемы в общении.
3. Кто поздно приходит, тот ничего не находит.
– Грамматические пояснения:
«приходит» — глагол II спряжения (приходить);
«не находит» — отрицательная форма глагола с «не», пишется раздельно, глагол II спряжения;
«ничего» — отрицательное местоимение, используется без предлога.
– Смысл пословицы:
Эта пословица подчёркивает важность пунктуальности, своевременности. Кто опоздал — упустил шанс. Это касается не только времени, но и возможностей в жизни.
– Развёрнутая интерпретация:
Бывает, что удача, ресурсы или выгоды достаются тем, кто пришёл вовремя. А опоздавший остаётся с пустыми руками. Эта пословица — напоминание о том, что время имеет значение, и проволочка может привести к потере шанса.
– Пример жизненной ситуации:
Эту пословицу я могу использовать в шуточной форме, если, например, хочу разбудить младшую сестру рано утром, чтобы успеть за грибами. Если она скажет: «Посплю ещё», я отвечу: «Кто поздно приходит, тот ничего не находит!»
Общий вывод:
Все три пословицы, несмотря на свою краткость, несут глубокую моральную и житейскую нагрузку. Они напоминают о важности самоограничения, внутренней культуры, умения ладить с людьми, пунктуальности. Они формируют этическую и практическую модель поведения. Именно в таких пословицах — народная мудрость, передающаяся из поколения в поколение.


Оставь свой отзыв 💬
Комментариев пока нет, будьте первым!